Сайт может отображаться некорректно, поскольку вы просматриваете его с устаревшего браузера Internet Explorer (), который больше не поддерживается Microsoft.
Рекомендуем обновить браузер на любой из современных: Google Chrome, Яндекс.Браузер, Mozilla FireFox.
Пожалуйста, поверните устройство в вертикальное положение для корректного отображения сайта

Франчайзинг для начинающих и опытных предпринимателей: в чем разница?

Ваш голос учтен
4.7
Франчайзинг для начинающих и опытных предпринимателей: в чем разница?
Время прочтения: 2 минуты

Многие из нас слышали о франчайзинге, но не все знают, что он может быть прямым и обратным. Давайте разберемся, в чем именно заключаются их различия.

Обе модели — прямой и обратный франчайзинг — направлены на совместное развитие бизнеса между владельцем бренда (франчайзером) и предпринимателем, покупающим франшизу (франчайзи). Но они различаются по нескольким параметрам: объему вложений, ответственности, рискам, распределению прибыли и другим аспектам.

При прямом франчайзинге, также известном как классический, франчайзер продает право на использование своей торговой марки франчайзи. В этом случае большая часть операционной деятельности ложится на плечи франчайзи. Франчайзи получает контакты поставщиков, стандарты и бизнес-процессы компании, но внедрять и контролировать их он должен самостоятельно. Владелец торговой точки несет расходы на закупку товаров, после продажи которых он выплачивает франчайзеру роялти, маркетинговые сборы и другие платежи, а остальную прибыль оставляет себе.

Прямой франчайзинг требует большей ответственности со стороны покупателя франшизы, но взамен предоставляет ему больше свободы в управлении торговой точкой, возможности проявлять гибкость в ведении бизнеса и развивать предпринимательские навыки. Однако риски здесь тоже выше. Такая модель подходит опытным предпринимателям, которые готовы уделять бизнесу достаточно времени.

Обратный франчайзинг работает по-другому. В этом случае все управленческие и операционные процессы контролирует франчайзер: он формирует ассортимент, организует доставку товара и определяет ценовую политику. Франчайзи не нужно искать поставщиков и тратить деньги на заполнение полок — всем этим занимается владелец бренда. Франчайзи управляет персоналом, выплачивает зарплаты и покрывает расходы на аренду помещения.

В России сегодня наиболее распространены прямые франшизы, а обратные встречаются значительно реже. Обратный франчайзинг эффективен в тех отраслях, где требуется мощная поддержка от владельца бренда. Он также применяется в некоторых сетях ресторанов и кафе, а также у мобильных операторов.

Для владельца бренда обратный франчайзинг сложнее, так как требует более активного участия и постоянного контроля за процессами. Однако для франчайзи, особенно начинающего, эта модель гораздо проще и безопаснее. Франчайзи получает готовое решение, и ему не нужно проявлять столько же настойчивости и креативности, как в классической схеме, чтобы бизнес стал успешным. Обратный франчайзинг позволяет малому бизнесу перенимать опыт крупных брендов, использовать их технологии, маркетинг и обеспечивать высокий уровень сервиса.

За последние десять лет количество франшиз в России увеличилось в четыре раза. С начала 2021 по начало 2022 года их число выросло на 11,3% (для сравнения, в США этот рынок вырос на 2,8%), а общее количество франшиз превысило 3000. Это свидетельствует о популярности франчайзинга в России.

Интересно, что в 2020 году спрос на франшизы стоимостью свыше 10 млн рублей снижался, но сейчас ситуация изменилась: все больше инвесторов переходят из сегмента 6–10 млн рублей в сегмент выше 10 млн рублей.

Сегодня самыми быстрорастущими направлениями франчайзинга являются услуги, общепит и ритейл. В последние два-три года активно развиваются франшизы в сфере доставки и интернет-торговли.

В России франчайзинг имеет хорошие перспективы. Новые экономические условия, в некоторой степени, способствуют развитию этого рынка:

— Уход международных брендов освободил место для местного предпринимательства. — Уход зарубежных компаний привел к росту числа квалифицированных специалистов на рынке труда, многие из которых начинают заниматься предпринимательством.

Эти и другие факторы создают условия для роста интереса российских предпринимателей к франчайзингу в среднесрочной и долгосрочной перспективе.