Сайт может отображаться некорректно, поскольку вы просматриваете его с устаревшего браузера Internet Explorer (), который больше не поддерживается Microsoft.
Рекомендуем обновить браузер на любой из современных: Google Chrome, Яндекс.Браузер, Mozilla FireFox.
Пожалуйста, поверните устройство в вертикальное положение для корректного отображения сайта

История и будущее вендинга в России: от первых автоматов до современных технологий

Ваш голос учтен
4.3
История и будущее вендинга в России: от первых автоматов до современных технологий
Время прочтения: 1 минута

Несмотря на активное развитие автоматизированной торговли в крупнейших городах мира и открытие всё большего числа магазинов без продавцов, вендинг в России только начинает набирать популярность и постепенно выходит в лидеры среди малых и средних бизнес-моделей.

Принято считать, что вендинг в России появился около 20 лет назад, но первый автомат был установлен ещё в 1899 году директором кондитерской фабрики «Жорж Борман» в Санкт-Петербурге. Тогда это устройство, превращавшее монету в плитку шоколада, казалось чем-то невероятным. Однако этот успех остался единичным, и в отличие от Европы, где вендинг активно развивался, в России он на долгое время ушёл в тень.

Лишь в СССР сделали первые попытки возродить автоматизированную торговлю. В 1960-е годы в Москве и Ленинграде появились автоматические закусочные, принимающие жетоны. Вдохновившись их успехом, в Москве в 1960 году открыли бюро «Автоматторг» для разработки аналогов зарубежных аппаратов. Так появились знаменитые советские автоматы с мороженым, газировкой и другими продуктами.

До 1990-х годов вендинг в Советском Союзе оставался символом прогресса, но с распадом СССР развитие этого направления остановилось. Лишь в середине 1990-х на российский рынок начали проникать кофейные и газированные автоматы, завезенные предпринимателями, пытавшимися построить новый вендинговый бизнес в России.

В начале 2000-х все вендинговое оборудование и ингредиенты импортировались, а собственного производства в России не было. Ситуация начала меняться в условиях кризиса, когда на фоне запрета игорного бизнеса появилось несколько компаний-пионеров, занявшихся производством автоматов. 

С 2004 по 2007 годы рынок вендинга в России значительно расширился: появились автоматы с зерновым кофе, аппараты для массажа, производства сладкой ваты и попкорна, а также фотовендинговые устройства.

В 2005 году была создана «Национальная Ассоциация Автоматизированной Торговли» (НААТ), которая за 15 лет работы добилась значительных изменений в законодательстве, улучшив условия для вендингового бизнеса.

В 2019 году компания «Essence coffee» в разместила свой первый кофе поинт, а сегодня по всей России работает более 800 вендинговых аппаратов. 

Сегодня технологии в сфере вендинга продолжают развиваться. Несмотря на отставание от западных стран примерно на 10 лет, российский рынок быстро сокращает этот разрыв. Вендинг становится всё более востребованным среди покупателей и бизнесменов, особенно после пандемии, доказавшей устойчивость этой модели к кризисам.